Сообщение

Июнь 2016 года - физики из МГУ научили персональный компьютер решать сложные задачи в сотни раз быстрее суперкомпьютеров

Ученые из МГУ имени М.В. Ломоносова сумели применить персональный компьютер с графическим процессором для решения сложнейших уравнений квантовой механики — ранее для этого использовались только мощные и дорогие суперкомпьютеры. По словам ведущего автора работы Владимира Кукулина, персональный компьютер справляется с задачей в разы быстрее: за 15 минут он выполняет работу, на которую суперкомпьютер тратит 2-3 дня.

Уравнения, о которых идет речь, были сформулированы еще в 60-х годах прошлого века российским математиком Людвигом Фаддеевым. Уравнения описывали процесс рассеяния нескольких квантовых частиц, то есть представляли собой некий квантовомеханический аналог ньютоновой теории трех тел. В результате быстро возникла целая область квантовой механики под названием "физика малочастичных систем".

Эта область представляет огромный интерес для ученых, занимающихся квантовой механикой. Главной их целью было и остается научиться решать эти уравнения. Однако из-за своей невероятной сложности для расчета уравнения долгое время не поддавались исследователям — до тех пор, пока не появились суперкомпьютеры.

Ситуация резко изменилась после того, как группа из НИИЯФ МГУ решила использовать в своем персональном компьютере один из новых графических процессоров корпорации Nvidia, разработанный для работы в игровых приставках. из НИИЯФ МГУ решила использовать в своем персональном компьютере один из новых графических процессоров корпорации Nvidia, разработанный для работы в игровых приставках.

Главной проблемой при решении уравнений рассеяния нескольких квантовых частиц было составление "ядра" – громадной двумерной таблицы, состоящей из десятков миллионов строк и столбцов, каждая ячейка которой сама по себе была результатом очень непростых вычислений. Но эта таблица представляла собой как бы экран с сотнями триллионов пикселей, и с помощью хорошего графического процессора ее вполне можно было построить. Воспользовавшись софтом, разработанным в Nvidia, и написав собственные программы, ученые разбили свои вычисления на 65 тысяч потоков и смогли блистательно разрешить задачу.

«Мы добились скорости, которая и присниться не может, — рассказал Владимир Кукулин. – Программа работает так, что 260 миллионов сложных интегралов на настольном компьютере она считает за три секунды. И никакого сравнения с суперкомпьютерами! Мой коллега из Тюбингенского университета, лаборатория которого занимается тем же, ведет расчеты с помощью суперкомпьютера BLUEGENE, что на самом деле очень дорогое удовольствие. И то, чего он добивается за двое-трое суток, мы делаем за 15 минут, не потратив ни копейки».

Самое удивительное заключается в том, что и графические процессоры нужного качества, и огромное количество программного обеспечения к ним существуют уже давно.

Подробнее

Если вы заметили ошибку, сообщите нам войти на сайт

Сообщение об ошибке на сайте









* Вы также можете отправить сообщение на inn10775@yandex.ru

Авторизация